Как компаниям перейти на отечественное ПО. Расскажем, какие есть варианты интеграционного взаимодействия, об их преимуществах и недостатках.
В связи с уходом западных вендоров из России сегодня очень остро встает вопрос импортозамещения иностранных ERP-систем. Наиболее распространенными импортными решениями управления бизнес-процессами в отечественной практике являются продукты компании SAP. Согласно данным информационно-аналитического портала TAdviser, доля SAP на российском рынке систем управления предприятием составляет около 50%.
Обсуждение вопроса об импортозамещении в этой сфере началось еще в 2014 году, когда были введены первые санкции против России. Однако компании не торопились с переходом на отечественные программные продукты. Ситуация усугубилась в 2023 году. Сначала компания SAP перестала продавать новые лицензии для российского рынка, а затем заявила о прекращении поддержки партнеров и клиентов в России, в том числе о блокировке доступа к корпоративной системе техподдержки, которая влияет на возможность получения обновлений программного обеспечения, обеспечения безопасности, а также помощи в соответствии с условиями текущих контрактов.
Таким образом, вопрос перехода на отечественные аналоги ПО становится для российских компаний все более острым. Основной альтернативой продуктам SAP среди отечественного ПО являются решения компании «1С», такие как 1С:ERP и «1C:УХ». Переход на отечественное ПО — процесс сложный, длительный и дорогой, он может происходить по двум основным сценариям:
- единовременный переход, с полным переносом всех бизнес-процессов на 1С;
- поэтапный переход, когда бизнес-процессы блоками переносятся в 1С, сохраняя связь с исторической системой посредством интеграционных взаимодействий, которые могут быть реализованы различными способами.
У каждого сценария есть свои плюсы и минусы. Единовременный переход обычно менее затратный и требует меньше времени. Однако следует помнить, что компании, использующие SAP, имеют обширную и очень сложную архитектуру бизнес-процессов, поэтому многократно повышаются риски успешной реализации проекта. На наш взгляд, наиболее предпочтительным является сценарий поэтапного перехода. Этот сценарий является более затратным, но менее рискованным. При переходе на 1С желательно максимально сблизить решения, несмотря на разницу в изначальной концепции построения. В стандартном варианте развертывания ландшафт SAP состоит как минимум из трех контуров (мандантов в терминологии SAP). На рисунке представлен типовой системный ландшафт SAP (технический ракурс).
Учитывая приведенную структуру данных, при внедрении SAP предъявляются следующие требования:
- в продуктивном контуре нельзя производить настройки. По этой причине внедрение SAP-системы требует наличия нескольких инсталляций;
- для масштабных проектов внедрения различные области настройки должны подвергаться совместному тестированию в отдельном контуре;
- продуктивная система требует для себя наличие отдельного контура.
На практике к указанным необходимым трем системам обычно добавляются: контур обучения, предпродуктивный контур и др.
Повторить на стороне 1С системный ландшафт SAP не является проблемой, однако возникают вопросы с организацией переносов изменений между системами и транспортным ландшафтом. Транспортная система (TMS) и транспортный ландшафт в SAP, как правило, сконфигурированы следующим образом:
- Все изменения выполняются в системе разработки.
- Далее для тестирования разработки переносятся в тестовую систему.
- В случае успешного прохождения тестирования изменения переносятся в продуктивную систему.
На рисунке изображена стандартная конфигурация транспортного ландшафта TSM в SAP.
В 1С нет единого подхода к организации транспортного ландшафта управления изменениями. Наиболее предпочтительным вариантом, по нашему мнению, является организация транспортного ландшафта с использованием Git и 1C:EDT.
После проектирования технологического и транспортного ландшафта необходимо определиться с вариантом интеграционного взаимодействия. Выделяют два основных варианта интеграции:
- без использования интеграционной шины;
- с использованием интеграционной шины.
Рассмотрим основные достоинства и недостатки этих двух вариантов.
Взаимодействие без использования интеграционной шины.
Преимущества:
- простота реализации. Интеграция без использования интеграционной шины более проста в реализации, поскольку не требуется настройка и управление дополнительным слоем абстракции;
- экономия ресурсов. Без интеграционной шины возможно сэкономить ресурсы, которые обычно требуются для настройки и поддержки таких систем;
- уменьшение сложности обслуживания. Интеграция напрямую может уменьшить сложность обслуживания систем, поскольку отсутствует необходимость в поддержке и обновлениях интеграционной шины.
Недостатки:
- ограниченные возможности. Интеграция напрямую между SAP и 1С может иметь ограниченные возможности по сравнению с интеграцией через специализированную интеграционную шину. Некоторые сценарии обмена данными могут быть сложными для реализации;
- отсутствие централизованного управления. Отсутствие централизованного управления интеграцией может сделать сложным мониторинг и управление обменом данными, особенно в случае изменений в бизнес-процессах;
- сложности в поддержке. Без интеграционной шины возможны сложности в обеспечении поддержки, особенно если необходимо вносить изменения в интеграцию или решать проблемы, связанные с обменом данными;
- сложности в масштабировании. При увеличении объемов данных и сложности бизнес-процессов могут возникнуть трудности при масштабировании интеграции без использования интеграционной шины;
- отсутствие стандартизации. Интеграция напрямую может привести к отсутствию стандартизации обмена данными и затруднить внесение изменений и поддержку в будущем.
Взаимодействие с использованием интеграционной шины.
Преимущества:
- централизованное управление. Интеграционная шина обеспечивает централизованное управление всеми процессами обмена данными между SAP и 1С. Это упрощает контроль, мониторинг и управление всей интеграцией;
- гибкость и расширяемость. Интеграционная шина позволяет гибко адаптироваться к изменениям в бизнес-процессах и легко расширять функциональность интеграции при необходимости;
- стандартизация протоколов. Использование интеграционной шины может стандартизировать протоколы обмена данными между SAP и 1С, что способствует снижению сложности интеграции и обеспечивает совместимость систем;
- уровень мониторинга и отчетности. Интеграционные шины обеспечивают детальный мониторинг процессов обмена данными, что упрощает выявление и устранение проблем, а также предоставляет возможности для создания отчетов;
- сокращение времени внедрения. Интеграционные шины могут сократить время внедрения проекта интеграции, поскольку они предоставляют готовые компоненты и решения для типовых сценариев интеграции.
Недостатки:
- сложность настройки. Настройка интеграционной шины может быть сложной задачей, требующей специализированных знаний и опыта в области интеграции;
- затраты на внедрение. Внедрение интеграционной шины может потребовать значительных затрат на приобретение и настройку программных и аппаратных средств, что может быть непосильным для небольших предприятий;
- сложность обновлений и поддержки. С течением времени интеграционные шины могут сталкиваться с проблемами обновлений и поддержки, особенно при изменении версий используемых систем;
- возможность единой точки отказа. Использование единой интеграционной шины может создать риск единой точки отказа. Это означает, что если шина выходит из строя, то все интеграционные процессы могут быть нарушены.
Компании, внедрившие у себя SAP, обычно уже имеют сложную систему интеграционных взаимодействий, и выбор варианта с использованием интеграционной шины является наиболее предпочтительным. В качестве связующего звена обычно используется SAP PO (Process Orchestration) или более старое решение SAP PI (Process Integration). На наш взгляд, строить интеграционное взаимодействие на основе этих решений нецелесообразно. Здесь также необходимо импортозамещение на отечественные аналоги.
Из нашего опыта наиболее подходящим решением из отечественного ПО является шина «1С:Интеграция КОРП». Архитектура решения содержит:
- базовый хаб интеграции. Включает в себя инструментарий для создания маршрутов передачи данных через шину, а также подробное описание всех систем и их настроек, подключенных к шине;
- редактор точек подключения. Предоставляет интерфейсы для взаимодействия со всеми системами;
- транспортный уровень. Основан на промышленных компонентах с открытым исходным кодом и поддерживает распределение данных по подписке и направленную доставку. Масштабируется в кластерном режиме с улучшенной устойчивостью с балансировкой нагрузки. Обеспечивает гарантированную передачу данных между IT-системами;
- универсальный коннектор 1С. Присоединяется к транспортному уровню в многопоточном режиме. Регистрация и выгрузка изменений выполняются параллельно в неблокирующем режиме. Способен взаимодействовать с несколькими экземплярами шины данных одновременно, что позволяет динамически получать обновления форматов и правил из центральной базы интеграции.
В общем виде интеграция SAP и 1C с использованием «1С:Интеграция КОРП» представлена на рисунке.
В качестве узла связи с системами 1С целесообразно использовать универсальный коннектор, а для интеграции с SAP — REST либо SOAP. Если универсальный коннектор для связи с 1С — это очевидный выбор, то выбор REST или SOAP для интеграции с SAP зависит от уровня стандартизации формата сообщений принятого в компании. Если в компании используется только формат сообщений XML, то целесообразно использовать SOAP, однако на наш взгляд, это лишает систему гибкости. REST также может использовать формат XML, но предоставляет больше возможностей. К его достоинствам следует отнести:
- простота в использовании. REST предоставляет простой и легковесный интерфейс для обмена данными;
- гибкость. REST поддерживает передачу данных во многих форматах, что обеспечивает возможность тонкой настройки в представлении структурированных данных;
- поддержка различных технологических стеков. REST легко интегрируется с различными технологическими стеками, что важно, особенно, если используются разнообразные технологии в инфраструктуре предприятия;
- поддержка интеграционными шинами. Большинство интеграционных шин, включая «1С:Интеграция КОРП», обладают хорошей поддержкой REST, что упрощает процесс интеграции;
- широкая распространенность. REST является широко используемым стандартом в современных системах, включая 1С, что обеспечивает более высокую совместимость.
Конечно, выбор варианта интеграции зависит от требований и особенностей ИТ-архитектуры заказчика, и в рамках одной статьи невозможно рассмотреть все возможные варианты, а также их плюсы и минусы.
Остались вопросы?
Проконсультируйтесь с нашими специалистами